Яндекс.Метрика











Главная / Юридические лица / Регистрация юридических лиц

Регистрация юридических лиц

§1. Регистрация юридического лица - обязательное условие его возникновения

Юридическим лицом признается организация, обладающая совокупностью образующих ее признаков: владение обособленным имуществом и несение им ответственности по своим обязательствам; наличие возможности приобретения и осуществления от своего имени гражданских прав и обязанностей; выступление в суде в качестве истца или ответчика (п.1 ст. 48 Гражданского кодекса РФ).

Перечисленные признаки организация приобретает только при условии ее регистрации как юридического лица в едином государственном реестре юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) в одной из организационно-правовых форм, предусмотренных Гражданским кодексом РФ  (п.2 ст. 48 ГК РФ).

§2. Коммерческие и некоммерческие юридические лица и их организационно-правовые формы

Юридические лица, создаваемые с целью извлечения прибыли, именуются коммерческими организациями и могут регистрироваться в организационно — правовых формах хозяйственных товариществ (полное товарищество, товарищество на вере) и обществ ( общество с ограниченной ответственностью , акционерное общество), крестьянских (фермерских) хозяйств, хозяйственных партнерств, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий.

Некоммерческие юридические лица в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли не преследуют и регистрируются в формах:

1) потребительских кооперативов;

2) общественных организаций (политические партии, профсоюзные организации, органы общественной самодеятельности, территориальные общественные самоуправления);

3) общественных движений;

4) ассоциаций (союзов);

5) товариществ собственников недвижимости, включая товарищества собственников жилья;

6) казачьих обществ, внесенных в государственный реестр казачьих обществ в РФ;

7) общин коренных малочисленных народов РФ;

8) фондов, включая благотворительные фонды;

9) учреждений ( государственные учреждения, муниципальные учреждения и частные (в том числе общественные) учреждения;

10) автономных некоммерческих организаций;

11) религиозных организаций;

12) публично — правовых компаний;

13) адвокатских палат;

14) адвокатских образований (являющихся юридическими лицами).

Подробное перечисление коммерческих и некоммерческих организаций нами сделано не случайно, поскольку от цели создания организации зависит выбор учредителем ее организационно - правовой формы и государственного органа, который будет осуществлять регистрацию юридического лица.

Так, если основной целью организации является не получение прибыли, а благотворительная деятельность, то регистрация такой организации не может быть осуществлена в форме общества с ограниченной ответственностью (ООО), а должна производиться, например, в форме благотворительного фонда.

В свою очередь, ООО как организация коммерческая не подлежит регистрации в Министерстве юстиции РФ, поскольку этот государственный орган не осуществляет регистрацию коммерческих юридических лиц. 

По ссылкам, приведенным выше, читатель может ознакомиться с правовым положением отдельных видов юридических лиц. Выбор конкретной организационной формы юридического лица будет первым шагом на пути к его созданию.

§3. Основные положения о регистрации юридических лиц

Статьей 1 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц ииндивидуальных предпринимателей" регистрация юридического лица трактуется как акт уполномоченного органа исполнительной власти, осуществляемый посредством внесения в ЕГРЮЛ (далее - реестр) сведений о создании юридического лица.

Актом уполномоченного органа является его решение о регистрации юридического лица, а к вносимым в реестр сведениям о его создании относятся: полное и сокращенное наименование юридического лица, его организационно-правовая форма; адрес (место нахождения) исполнительного органа; способ образования (создание или реорганизация);  учредительные документы; сведения об учредителях; размер уставного капитала (фонда, складочного капитала) и другие сведения (ст. 5 закона о регистрации).

Органами исполнительной власти, уполномоченными принимать решения о регистрации юридических лиц, в настоящее время являются Федеральная налоговая служба РФ (ФНС), Министерство юстиции РФ (Минюст) и их территориальные органы (регистрирующие органы).  

В компетенцию ФНС входит регистрация коммерческих организаций, Минюст регистрирует создание некоммерческих юридических лиц (см. Постановление Правительства РФ от 30.09.2004 г. № 506, Указ Президента РФ от 13.10.2004 г. № 1313).

Сведения о создании юридического лица вносятся в реестр путем внесения в него записей на основании документов, которые обязан представить в регистрирующий орган заявитель. К ним относятся: заявление о государственной регистрации юридического лица; решение о создании юридического лица (протокол, договор и т. п.); учредительные документы в двух экземплярах; выписка из реестра иностранных юридических лиц, если учредителем является иностранное юридическое лицо; документ об уплате государственной пошлины (ст. 12 закона о регистрации). Документы представляются заявителем в полном объеме. Законом не допускается дополнять пакет документов после их передачи регистрирующему органу.

Заявителями, т.е. лицами, имеющими право подписать заявление о регистрации, могут быть: руководитель создаваемой организации; лица, которым учредительными документами предоставлено право без доверенности действовать от имени юридического лица; учредитель или несколько учредителей организации. Если учредителем организации выступает не гражданин, а юридическое лицо, то право подписи заявления о регистрации от имени юридического лица - учредителя принадлежит его руководителю (директору, управляющему и пр.).

Полномочия на подписание заявления о регистрации для отдельных видов юридических лиц могут устанавливаться федеральными законами, актами государственных органов или актами органов местного самоуправления.

Заявление о регистрации составляется по установленной законом форме и удостоверяется подписью заявителя, подлинность которой за исключением предусмотренных законом случаев должна быть засвидетельствована нотариально. В частности, нотариального свидетельствования подписи не требуется, если документы представляются в регистрирующий орган лично заявителем. За свидетельствование подлинности подписи заявителя нотариусом взимается государственная пошлина в размере 200 рублей (п.1 п/п 21 ст.333.24 Налогового кодекса РФ).

Решением о создании юридического лица согласно статьи 50-1 ГК РФ является решение о его учреждении, принятое учредителем. Если учредителей несколько, то решение  принимается ими единогласно. В решении указываются сведения об учреждении юридического лица, об утверждении его устава, о порядке, размере, способах и сроках образования его имущества, об избрании (назначении) органов управления, результаты голосования по этим вопросам и иные, предусмотренные законом, сведения.

Учредительными документами юридических лиц, за исключением хозяйственных товариществ, являются уставы. Хозяйственные товарищества действуют на основании учредительного договора, к которому применяются правила ГК РФ об уставе юридического лица. Устав юридического лица должен содержать сведения, предусмотренные ГК РФ и законами для юридических лиц соответствующих организационно-правовых форм и видов (п.4 ст.52 ГК РФ). Так, содержание устава ООО регулируется ГК РФ и законом "Об обществах с ограниченной ответственностью", а содержание устава акционерного общества - ГК РФ и законом "Об акционерных обществах".

Документ об уплате государственной пошлины - это квитанция, выданная учреждением банка, или иной документ, подтверждающий уплату госпошлины заявителем.

Размер государственной пошлины за регистрацию юридического лица по общему правилу, установленному Налоговым кодексом РФ (ст.333.33), составляет 4000 рублей.

Государственная пошлина за регистрацию политических партий и их региональных отделений уплачивается в размере 3500 рублей, а за регистрацию общероссийских общественных организаций инвалидов и их отделений - в размере 1400 рублей.

Внесенной в реестр записи о создании юридического лица присваивается основной государственный регистрационный номер (ОГРН), который в дальнейшем указывается во всех последующих записях о юридическом лице, например, при изменении устава, состава учредителей и пр. Последующим записям присваиваются государственные регистрационные номера (ГРН) и даты их внесения.

§4. Порядок регистрации юридических лиц 

Закон о регистрации устанавливает общий порядок регистрации создаваемых юридических лиц, которым определяются: правила представления документов на регистрацию; сроки и место регистрации; требования к формам документов и их оформлению.

Правила представления документов называют четыре способа их доставки в регистрирующий орган: 

- почтовым отправлением с объявленной ценностью и описью документов;

- непосредственно заявителем или его представителем;

- заявителем или его представителем через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг;

- непосредственно заявителем  в форме электронных документов, подписанных электронной подписью, в порядке, предусмотренном Приказом ФНС от 12.08.2011 г. № ЯК-7-6/489.

Срок государственной регистрации юридического лица по общему правилу составляет пять рабочих дней со дня получения документов регистрирующим органом, который выдает заявителю расписку о получении документов, указывает их перечень и дату получения.

Место государственной регистрации юридического лица определяется местом (административно - территориальным районом) указанного в заявлении о регистрации исполнительного органа юридического лица (генерального директора, президента и пр.), а при отсутствии исполнительного органа - местом регистрации иного органа или лица, имеющего право действовать от имени организации без доверенности (ст. 8 закона о регистрации).

Соответственно названному правилу  документы для регистрации подаются заявителем в тот регистрирующий орган, в чью юрисдикцию входит обслуживание района местонахождения исполнительного органа организации или иного, представляющего ее органа.  

В Москве регистрация коммерческих юридических лиц производится в едином регистрирующем органе - Федеральной налоговой службе №46, независимо от того, в каком районе Москвы находится исполнительный орган создаваемого юридического лица.

Разумеется, что местонахождение юридической компании - представителя заявителя никакого правового значения для процедуры регистрации не имеет. Представителем заявителя может быть компания, расположенная в любом районе  Москвы (и не только), специализирующаяся на регистрации юридических лиц. К таким компаниям относится и представляемое нами "Юридическое бюро "Скрепка".

Требования к формам документов и их оформлению , согласно п.п. 1.1. и 1.2. статьи 9 закона о регистрации, устанавливаются Федеральной налоговой службой РФ, которой издан Приказ от 25.01.2012 г. № ММВ - 7-6/25@ «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств».

Приказом, в частности, утверждена форма № Р11001 "Заявление о государственной регистрации юридического лица при создании", которая является единой как для коммерческих, так и для некоммерческих организаций. Требования к оформлению заявления о регистрации подробно излагаются в разделе II Приказа и касаются заполнения в заявлении сведений о наименовании, адресе юридического лица, размере уставного (складочного) капитала, уставного (паевого) фонда, учредителях и других сведений.

Составлять заявление о регистрации следует с большой аккуратностью и вниманием. Исправить содержащиеся в заявлении противоречия требованиям закона у заявителя возможности не будет. При выявлении в заявлении таких противоречий регистрирующий орган на законных основаниях отказывает в регистрации юридического лица. При этом уплаченная государственная пошлина  возврату не подлежит и не учитывается при повторной подаче документов на регистрацию.

Не позднее одного рабочего дня после истечения срока для государственной регистрации регистрирующий орган выдает заявителю или его представителю документ, подтверждающий факт внесения записи о государственной регистрации, в реестр. С 4 июля 2013 г. таким документом является свидетельство о государственной регистрации юридического лица, форма которого утверждена Приказом ФНС РФ № ММВ-7-6/843@. В свидетельстве указывается, что в реестр в отношении регистрируемого юридического лица внесена запись его его создании, основной государственный номер записи, дата ее внесения в реестр, наименование регистрирующего органа, данные должностного лица, подписавшего свидетельство. 

Юридическое лицо считается зарегистрированным с момента внесения соответствующей записи в реестр.

§5. Специальный порядок регистрации юридических лиц

Статья 10 закона о регистрации допускает установление специального порядка регистрации юридических лиц, которым могут изменяться и дополняться требования общего порядка регистрации. Эти требования устанавливаются законами об отдельных видах юридических лиц и иными нормативными актами.

Так, в соответствии со статьей 13.1. Федерального закона «О некоммерческих организациях» некоммерческие юридические лица подлежат государственной регистрации в общем порядке, но с учетом специального порядка, установленного этим законом.

Специальный порядок регистрации юридических лиц предусматривается также федеральными законами «Об общественных объединениях», «О банках и банковской деятельности», «О негосударственных пенсионных фондах», другими законами и может касаться количества и состава представляемых на регистрацию документов, сроков регистрации, регистрирующего органа и пр.

Так, согласно пункта 5 статьи 13.1 ФЗ «О некоммерческих организациях» учредительные документы этих организаций в отличие от правила, установленного общим порядком регистрации, представляются не в двух, а в трех экземплярах.

Федеральным законом «О свободе совести и о религиозных объединениях» при регистрации местной религиозной организации помимо документов, предусмотренных законом о регистрации, предписывается представлять документ, подтверждающий вхождение местной религиозной организации в структуру централизованной религиозной организации того же вероисповедания, сведения об основах вероучения и соответствующей ему практики, истории возникновения религии (статья 5).

Сроки регистрации некоммерческих юридических лиц согласно Административного регламента Минюста существенно отличаются от сроков, установленных законом о регистрации.

Например, регистрация общественных объединений осуществляется в течение 33 дней, политических партий — в течение 30 дней, регистрации религиозных организаций — в течение одного месяца и трех дней, а в случае необходимости проведения государственной религиоведческой экспертизы — в течение 6 месяцев и трех дней. Иные некоммерческие организации регистрируются в течение 17 рабочих дней.

Следует отметить, что полномочиями по регистрации некоммерческих организаций внутри одного ведомства могут быть наделены разные органы, входящие в его состав. 

Так, согласно Административного регламента Минюста РФ решение о государственной регистрации политической партии принимается только Центральным аппаратом Минюста, а  территориальные органы Минюста на местах (в субъектах РФ) осуществляют регистрацию региональных и местных отделений политических партий.

Правильное определение регистрирующего органа и состава представляемых для регистрации документов имеет важное практическое значение, поскольку представление не всех необходимых документов или представление документов в ненадлежащий регистрирующий орган ведет к отказу в государственной регистрации юридического лица (ст. 23 закона о регистрации).

Существование юридических лиц прекращается путем специальных процедур, именуемых в законе ликвидацией и банкротством.