Эвакуация автомобиля

Эвакуация автомобиля на языке закона означает его задержание, то есть исключение из процесса перевозки людей и грузов (п.1 ст.27.13 Кодекса об административных правонаружениях РФ (КоАП).

Стоит отметить, что если кто-то из водителей решится внимательно прочитать названную правовую норму, у него возникнет немало вопросов о ее применении на практике. Ниже на этих вопросах мы остановимся, а пока поговорим о целях и основаниях эвакуации.

Целью эвакуации автомобиля, согласно закону, является пресечение нарушений правил эксплуатации, использования и управления транспортным средством, поэтому эвакуация не относится к санкциям (наказанию) за нарушение Правил дорожного движения (далее — ПДД).

Правовым основанием для применения эвакуации является не только стоянка в неположенном месте, но и множество других нарушений ПДД, которые перечислены в статье 27.13 (здесь и далее — ссылки на статьи КоАП).

Перечень этих нарушений довольно длинный, поэтому мы вынесли его за границы данной статьи. Водителям, которые давно не заглядывали в КоАП, мы настоятельно рекомендуем с названным перечнем ознакомиться, поскольку в нем они обнаружат основания для эвакуации, о которых несколько лет назад даже не подозревали.

Эвакуации должно предшествовать составление протокола о задержании автомобиля соответствующим должностным лицом (чаще всего — это сотрудник ГИБДД), которое обязано присутствовать на месте задержания до начала движения автомобиля — эвакуатора на специализированную стоянку (далее — штрафстоянка).

Протокол о задержании автомобиля подписывается сотрудником ГИБДД и водителем автомобиля, в отношении которого принято решение об эвакуации. Копии протокола вручаются водителю задержанного автомобиля и водителю эвакуатора.

При отсутствии водителя на месте задержания автомобиля протокол составляется в присутствии двух понятых либо с применененим видеозаписи. Копия протокола о задержании автомобиля, составленного в отсутствие водителя, с решением должностного лица о возврате автомобиля вручается водителю (владельцу) незамедлительно после устранения причины задержания автомобиля.

Процесс эвакуации автомобиля состоит из нескольких последовательно осуществляемых стадий.

На первой стадии эвакуации (перемещение) автомобиль при помощи другого транспортного средства (эвакуатора) перемещается на штрафстоянку. В эту стадию входит и погрузка автомобиля на эвакуатор.

Задержание автомобиля может осуществляться и непосредственно путем его перемещения водителем или сотрудником ГИБДД на штрафстоянку либо путем блокировки. Этот специальный вид эвакуации автомобилей применяется при нарушении ПДД, предусмотренных статьями 11.26 (Незаконное использование зарегистрированных в других государствах автотранспортных средств для перевозок грузов и (или) пассажиров); 11.29 (Осуществление международных автомобильных перевозок без разрешений); 12.9 (Превышение установленной скорости движения); частями 6 и 7 статьи 12.16 (Несоблюдение требований, предписанных дорожными знаками, запрещающими движение грузовых транспортных средств); статьей 12.21.3 (Несоблюдение требований законодательства Российской Федерации о внесении платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн).

Вторая стадия предполагает помещение автомобиля на штрафстоянку. На этой стадии водитель эвакуатора передает автомобиль и документы о его задержании материально — ответственному лицу штрафстоянки.

На третьей стадии эвакуации (хранение) осуществляется хранение автомобиля на штрафстоянке до устранения причины задержания автомобиля, а при международных перевозках также до уплаты административного штрафа (статьи 11.26 и 11.29).

Процесс эвакуации завершается возвратом задержанного транспортного средства его владельцу (представителю владельца) незамедлительно после устранения причины задержания.

Знание водителями стадий эвакуации автомобиля важно, поскольку эти стадии нередко связаны с процессуальными решениями должностных лиц, участвующих в эвакуации.

Например, принятие должностным лицом решения об прекращении эвакуации (задержания) автомобиля возможно только на первой стадии эвакуации до начала движения эвакуатора (п.1.1. ст. 27.13).

Перемещение автомобиля на штрафстоянку, его хранение и возврат владельцу, оплата стоимости перемещения и хранения автомобиля осуществляются в порядке, устанавливаемом законами субъектов Российской Федерации.

После эвакуации автомобиля возбуждается производство по делу об административном правонарушении, которое заканчивается принятием решения об административном наказании водителя за нарушение ПДД либо о прекращении производства по делу, если будут установлены обстоятельства, исключащие производство (статья 24.5.).

Кто в случае прекращения дела будет платить за эвакуацию (перемещение и хранение) автомобиля?

Ответ на этот вопрос зависит от оснований прекращения административного дела. Эти основания условно можно разделить на реабилитирующие водителя и нереабилитирующие.

При прекращении дела по реабилитирующим основаниям расходы по эвакуации автомобиля возлагаются на бюджет РФ или бюджет субъекта РФ. Если основания прекращения дела нереабилитирующие, расходы по эвакуации оплачивает лицо, привлеченное к административной ответственности.

К реабилитирующим основаниям, согласно ст. 24.5 относятся: а) отсутствие события или состава административного правонарушения; б) передача материалов дела прокурору, в орган предварительного следствия или в орган дознания в связи с наличием в противоправных действиях (бездействии) признаков преступления; в) действия лица в состоянии крайней необходимости; г) смерть физического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении; д) завершенная ликвидация юридического лица, которому принадлежит автомобиль; ж) завершение стадии конкурсного производства при банкротстве юридического лица; з) иные предусмотренные КоАП (не статьей 24.5!) обстоятельства, при наличии которых водитель освобождается от административной ответственности.

Нереабилитирующим основаниям прекращения административного производства относятся амнистия, истечение срока давности привлечения к административной ответственности, привлечение к уголовной ответственности и пр.

Мы не будем комментировать, что означает то или иное основание для прекращения производства по делу, поскольку это тема отдельной статьи, а вот к вопросам, которые возникают у водителей в практике эвакуации, мы обещали вернуться.

Автор именует правовые нормы, подобные статье 27.13, мутными, поскольку с их помощью подобно ловле рыбы в мутной воде должностным лицам государства легче взыскивать водителей расходы по перемещению и хранению автомобилей. Мало того, что статья изобилует ссылками на другие статьи кодекса, а те - на следующие, но и сама редакция статьи, по нашему мнению, составлена с явным «эвакуационным» уклоном.

Давайте рассмотрим один из самых распространенных примеров эвакуации автомобиля.

Водитель припарковал автомобиль в неположенном месте и ушел в магазин. Вернувшись через 15 минут, увидел, что машину грузят на эвакуатор в присутствии инспектора ГИБДД, который пишет протокол о задержании машины.

Водитель требует прекратить эвакуацию, заявляя, что он готов немедленно устранить причину задержания, переместив машину в разрешенное для стоянки место. Обязан ли инспектор ГИБДД в этом случае прекратить эвакуацию?

Закон говорит, что задержание транспортного средства прекращается непосредственно на месте его задержания в присутствии водителя, если причина задержания устранена до начала движения эвакуатора на штрафстоянку (п. 1.1. ч.1 ст.27.13).

Что означает формулировка статьи «задержание транспортного средства прекращается непосредственно на месте задержания...»?

Как водитель может самостоятельно, без разрешения инспектора ГИБДД «устранить причину задержания на месте задержания», если этим местом является зона действия знака «Стоянка запрещена» с табличкой об эвакуации, а инспектор перемещать автомобиль запрещает? Понятно, что это риторический вопрос.

Другое дело, если бы пункт.1.1. части 1 статьи 27.13 содержал иную формулировку «Инспектор ГИБДД обязан прекратить задержание, если причина задержания может быть немедленно устранена...». А в действующей редакции инспектор водителю ничем не обязан. Впрочем, как обычно...

Что делать водителю, если в приведенной ситуации автомобиль будет эвакуирован? Вариантов здесь немного: либо оплатить стоимость эвакуации, либо ее обжаловать. В последнем случае очень пригодится запись действий и слов инспектора на видеокамеру как доказательство его неправомерных действий. Не помешают и показания свидетелей, которые присутствовали при эвакуации.

В любом случае следует как можно быстрее предпринять действия по прекращению эвакуации, включая ее оплату. Эти деньги, если вы докажете незаконность эвакуации, вам будут возвращены.

О том, как обжаловать действия сотрудника ГИБДД, мы поговорим на следующих страницах этого раздела сайта, а пока следует помнить, что признание водителя виновным за стоянку в неположенном месте автоматически не возлагает на него обязанность нести расходы по эвакуации, если порядок эвакуации автомобиля должностными лицами нарушен. В этом случае действия должностного лица по эвакуации могут быть водителем обжалованы вышестоящему начальнику этого лица либо в суд.

06.02.2019