В случае нарушения исполнителем сроков выполнения работ (оказания услуг) потребитель вправе по своему выбору:
-назначить исполнителю новый срок;
-поручить выполнение работы (оказание услуги) третьим лицам за разумную цену или выполнить ее своими силами и потребовать от исполнителя возмещения понесенных расходов;
-потребовать уменьшения цены за выполнение работы (оказание услуги);
-отказаться от исполнения договора о выполнении работы (оказании услуги).
Заказчик имеет право требовать полного возмещения убытков, которые были причинены ему в связи с нарушением сроков выполнения работы (оказания услуги). Убытки, которые причинены потребителю, должны быть возмещены в сроки, установленные для удовлетворения соответствующих требований потребителя. То есть если потребитель назначает исполнителю новый срок выполнения работы или оказания услуги, то в этот же срок должны быть компенсированы убытки. Если потребитель поручил выполнение работы (оказание услуги) третьим лицам или потребовал уменьшения цены за выполнение работы (оказание услуги), то исполнитель должен компенсировать убытки в десятидневный срок.
Новые сроки о выполнении работы (оказании услуги) должны быть указаны в договоре о выполнении работы (оказании услуги). То есть каждый раз, когда назначается новый срок, между потребителем и исполнителем заключается дополнительное соглашение к договору, в котором отражен новый срок. Исполнитель, получив требование об изменении сроков, должен акцептовать его. Если он этого не делает, то срок выполнения работы (оказания услуги) не считается измененным и потребитель вправе требовать взыскания неустойки за период времени, который прошел между окончанием срока, который был указан в договоре, и окончанием вновь назначенного срока.
Если новые сроки тоже просрочены, то потребитель может предъявить исполнителю другие требования, перечисленные выше.
В случае отказа от исполнения договора о выполнении работы (оказании услуги), исполнитель не имеет права требовать возмещения своих затрат, которые были произведены им в процессе выполнения работы (оказания услуги). Также исполнитель не вправе требовать в данном случае платы за выполненную работу (оказанную услугу), за исключением случая, если потребитель принял выполненную работу (оказанную услугу).
В случае просрочки выполнения работ (оказания услуг) исполнитель уплачивает потребителю за каждый день (час, если срок определен в часах) просрочки неустойку в размере трех процентов цены выполнения работы (оказания услуги), а если цена договором не определена - общей цены заказа. В судебной практике понятие «заказ» толкуют как весь объем товаров, работ и услуг, являющихся предметом сделки, цена которых определена. Например, договор включает в себя изготовление, доставку и сборку дивана. При этом отдельно определены цены – отдельно изготовления, отдельно - доставки и сборки. Если в срок не исполняется сборка, то заказом следует считать доставку и сборку и рассчитывать неустойку исходя из их общей цены.
Исполнитель и потребитель могут устанавливать в договоре более высокий размер неустойки (пени).
Неустойка за нарушение сроков начала выполнения работы (оказания услуги) или ее окончания, начала или окончания ее этапа - взыскивается за каждый день (час, если срок определен в часах) просрочки вплоть до начала или соответственно окончания выполнения работы (оказания услуги), начала или окончания ее этапа или предъявления потребителем требований, которые вправе предъявить потребитель за нарушение сроков выполнения работ (оказания услуг).
Сумма неустойки не может превышать цену отдельного вида выполнения работы (оказания услуги) или общую цену заказа, если цена выполнения отдельного вида работы (оказания услуги) не определена договором.
Если цена работ или услуг не определена, расчет неустойки должен быть привязан к месту их исполнения и времени, когда требования потребителя (добровольно или по принуждению суда) удовлетворяются.
Требования потребителя, которые он может предъявить в случае нарушения исполнителем сроков выполнения работ (оказания услуг), не подлежат удовлетворению, если исполнитель докажет, что нарушение сроков выполнения работы (оказание услуги) произошло вследствие непреодолимой силы или по вине потребителя.