Как разобраться в сроках, в течение которых мы, потребители, имеем право вернуть товар с недостатками (дефектами)? Для начала нужно понять, чем отличается срок годности от гарантийного срока и срока службы.
Срок годности устанавливается, как правило, на продукты питания, парфюмерию, медикаменты, товары бытовой химии. Использование вышеперечисленных товаров по истечении их срока годности, который указан в информации о товаре, может быть опасным для жизни человека, нанести вред его здоровью, а также имуществу или окружающей среде.
Гарантийный срок - это срок, в течение которого производитель обязан удовлетворить требования покупателя в отношении товара с недостатками. Например, требование о возврате бракованного товара. Установление гарантийного срока является правом, а не обязанностью изготовителя.
Срок службы товара - это период, в течение которого потребителю обеспечена возможность использовать товар по назначению. Изготовитель не только создает необходимые условия для поддержания товара в пригодности (сервисные центры, службы ремонта, мастерские), но и несет ответственность за его существенные недостатки. Срок службы устанавливает изготовитель, а он этого не делает, то в силу закона срок службы определяется в срок до 10 лет.
Потребитель имеет право предъявить требования в отношении недостатков товара, которые предусмотрены статьей 18 Закона о защите прав потребителей, если они были обнаружены в течение срока годности или гарантийного срока товара. Если же на товар не установлены срок годности или гарантийный срок, то потребитель имеет право предъявить требования в разумные сроки, но в пределах двух лет с момента передачи товара потребителю. Законом или договором могут быть установлены более длительные сроки.
Как правило, гарантийный срок товара и срок его службы исчисляются с момента его передачи потребителю. Но если товар является сезонным (лыжи, шуба, лодка), то данные сроки исчисляются с момента наступления соответствующего сезона. Есть еще одно исключение: если товар был продан по образцам, по почте или если момент заключения договора купли-продажи и момент передачи товара потребителю не совпадают, то сроки исчисляются со дня доставки товара потребителю.
Если товар нуждается в специальной установке, подключении или сборке, которые осуществляет продавец, и без которых невозможно начать использование товара по назначению, то срок не течет до тех пор, пока данные обстоятельства не будут устранены продавцом. Если день устранения таких обстоятельств установить невозможно, то эти сроки исчисляются со дня заключения договора купли-продажи.
Срок годности исчисляется со дня изготовления товара, в течение которого он пригоден к использованию, или датой, до наступления которой товар пригоден к использованию.
Гарантийные сроки комплектующих изделий и составных частей товара имеют некоторые особенности: их гарантийные сроки равны гарантийному сроку на основное изделие.
Если в договоре на комплектующее изделие и составные части товара установлен гарантийный срок, который меньше по продолжительности гарантийного срока на основное изделие, потребитель имеет право предъявить требования на комплектующее изделие или составные части товара при их обнаружении в течение гарантийного срока на основное изделие.
Если гарантийный срок комплектующего изделия больше, чем гарантийный срок на основной товар, потребитель имеет право предъявить требования в отношении недостатков товара, если недостатки комплектующего изделия обнаружены в течение гарантийного срока на это изделие, независимо от истечения гарантийного срока на основной товар.
Договором может быть предусмотрен гарантийный срок менее двух лет. Потребитель, обнаружив недостаток по истечении гарантийного срока, но в пределах двух лет, вправе предъявить продавцу (изготовителю) требования в отношении товара с недостатками, если докажет, что недостатки товара возникли до его передачи потребителю, или по причинам, возникшим до этого момента.
По истечении двух лет со дня передачи товара потребителю, в течение установленного на товар срока службы или в течение десяти лет со дня передачи товара потребителю, если срок службы не установлен, потребитель в случае выявления существенных недостатков у товара имеет право предъявить изготовителю требование о безвозмездном устранении таких недостатков. Данное требование должно быть удовлетворено в течение двадцати дней со дня его предъявления потребителем. Если требование не удовлетворено в эти сроки или обнаруженный недостаток является неустранимым, потребитель вправе по своему выбору предъявить иные требования, предусмотренные пунктом 3 статьи 18 Закона о защите прав потребителя, или возвратить товар изготовителю и потребовать возврата уплаченной денежной суммы.
Помните: установленные на продукте гарантийные сроки, сроки службы и сроки годности являются гарантами качества товара и вашей безопасности! Будьте внимательны, делая свой выбор!